Устройство Haval Dargo в картинках. Слабая муфта, неисправности 4WD, задняя блокировка. Drom.ru

0 Haval Dargo.jpg

8 июня в Москве состоится статическая презентация кроссовера Haval Dargo, сборка Haval Dargo на китайском заводе в Тульской области уже идет, однако об ее интенсивности мы судить пока не можем: первые машины только-только начали поступать дилерам. Остается неясной и глубина локализации модели на первом этапе выпуска, потому как Минпромторг пока не выдавал заводу соответствующего заключения. А вот о технических особенностях ключевых агрегатов мы сегодня расскажем, стараясь при этом не углубляться в дебри.

Логично было бы начать разговор с двигателя и коробки, однако Dargo — все-таки кроссовер (да еще и с блокировкой заднего межколесного дифференциала), а полный привод для российского покупателя — тема особая. Dargo сертифицирован к продажам в России и в переднеприводном исполнении, однако при нынешних ценах продавать версию 2WD, очевидно, не имеет никакого смысла, если только не возникнет перебоев с поставками компонентов полного привода. Кроме того, в презентации Dargo нас привлекла не очень стройная фраза, от которой мы и решили оттолкнуться. Вот она: «По сравнению с обычными кроссоверами параметры проходимости находятся в среднем и верхнем диапазоне, благодаря чему проходимость находится на очень высоком уровне». Неужели Dargo месит грязь не хуже Ленд Крузера?

1 Схема привода Dargo.jpg
2 Схема привода Dargo.jpg

Схема привода Dargo — традиционна для кроссоверов. Силовой агрегат размещен спереди поперечно, к коробке передач GW7DCT2-A02 пристыкован узел с угловой передачей на карданный вал. Тот, в свою очередь, подает мощность к многодисковой фрикционной муфте Haldex пятого поколения, которая установлена у картера заднего моста. Устройство и принцип действия муфты — опять же самые обычные: при равномерном движении по ровной сухой дороге она разомкнута (ведущие — только передние колеса), при изменении условий электроника дает команду насосу, который нагнетает жидкость на поршень, а тот с нужным усилием сжимает фрикцион. Таким образом обеспечивается подача мощности на задние колеса

3 Устройство фрикциона и электрогидравлического насоса.jpg
4 Устройство фрикциона и электрогидравлического насоса.jpg

Устройство фрикциона и электрогидравлического насоса, который нагнетает жидкость на поршень муфты

Что же нас смущает в этой муфте? Документация сообщает, что ее несущая способность относительно невелика: муфта «может распределять 1200 Нм крутящего момента».

Для начала отметим, что муфта ничего не распределяет — распределять один поток мощности на несколько может лишь механизм с двумя и более степенями свободы (например, дифференциал), а муфта отбирает поток мощности. Величина в 1200 Нм с учетом внешней скоростной характеристики двигателя представляется, прямо скажем, небольшой. Представим себе ситуацию: водитель по ошибке съехал с асфальта, понял, что начал увязать, и в попытке вырвать машину из грязевого плена что есть силы надавил на газ. Стрелка тахометра взлетает на «полку» (1500–3200 об/мин), и двигатель (с учетом положения «педаль в полу») выдает максимальные 320 Нм тяги. Умножаем эту цифру на передаточное число первой передачи в коробке, затем — на число главной пары, и делим на два с учетом того, что грязь под колесами — одинаковой консистенции. Получаем 2792 Нм, которые в теории могут обрушиться на муфту, которая в состоянии «распределить» только 1200 Нм. Понятно, что жестко не замыкается ни один фрикцион — конструкторы просто не допускают этого, накладывая программные ограничения для избежания поломок, вызванных, к примеру, циркуляцией мощности. Между тем несоответствие уж очень сильное. Не возникнет ли перегрева дисков, и вообще, не вылетит ли хваленый Haldex при первой же серьезной проверке на бездорожье — с такой-то несущей способностью?

5 Плунжерный механизм насоса с поворотной шайбой.jpg
6 Схема гидропривода муфты.jpg

Плунжерный механизм насоса с поворотной шайбой (слева) и схема гидропривода муфты

Само собой, алгоритм управления муфтой предусматривает реакцию на нештатные ситуации, и водитель своевременно увидит на щитке предупреждение о перегреве. Перегрев — это результат сильного трения фрикционных дисков, который может возникать в трех случаях: из-за большой разницы в скорости вращения передних и задних колес, из-за чрезмерного усилия в парах трения (то есть между дисками муфты) и из-за комбинации первых двух факторов. Короче говоря, если водитель продолжит движение после появления предупреждений, то муфта выйдет из строя. Кроме того, водитель Dargo может столкнуться с износом подшипников муфты, о чем будет сигнализировать «ненормальный шум». Вместе с тем инструкция предупреждает не только о механических поломках. Могут возникнуть: короткое замыкание в жгуте проводов, прерывание электропитания из-за неплотного соединения с «массой», ошибки в передаче данных, обрыв или повреждение цепи электрогидравлического насоса. А также может произойти утечка масла из насоса по причине износа клапана регулировки давления, может износиться поршень или насос.

7 Механизм принудительной блокировки дифференциала.jpg

На вооружении Haval Dargo имеется и механизм принудительной блокировки дифференциала. Исполнен он сколь просто, столь и изящно: напряжение подается на электромагнитную катушку, под действием возникшего импульса нажимная пластина воздействует на втулку-шестерню, которая перемещается в осевом направлении и соединяет полуосевую шестерню с корпусом дифференциала. После выключения питания втулку-шестерню возвращает на место волновая пружина

8 Компоненты дифференциала и механизма блокировки.jpg

Компоненты дифференциала и механизма блокировки

Кстати говоря, механизм блокировки держит уже 2300 Нм, то есть в теории вряд ли возникнут ситуации, когда он выйдет из строя. Между тем задействовать блокировку водитель Dargo сможет только в покое, точнее, когда скорость машины не будет превышать 4 км/ч, в трансмиссии будет установлен режим «Грязь» или «Песок», разница между вращением правого и левого задних колес не будет составлять больше 50 об/мин, а функция подруливания в повороте с помощью работы тормозных механизмов не будет задействована. При достижении скорости в 28 км/ч на щиток приборов выводится предупреждение, а после достижения скорости в 38 км/ч дифференциал разблокируется автоматически, то есть возвращается к работе. Это произойдет, если до достижения скорости водитель перейдет в режим «Стандартный», «Снег», «Спортивный», «Экономичный».

Инструкция запрещает использовать блокировку на асфальте и рекомендует выключить ее после преодоления сложного участка. Имеются и такие рекомендации: «если дифференциал трудно разблокировать, можно немного покачать рулевое колесо влево-вправо, чтобы облегчить разблокирование».

9 Схема двух сцеплений автоматической коробки, работающих в масляной ванне.jpg
10 Схема двух сцеплений автоматической коробки, работающих в масляной ванне.jpg

Схема двух сцеплений автоматической коробки, работающих в масляной ванне

Теперь можно перейти и к силовому агрегату, то есть к двигателю GW4N20 и коробке GW7DCT2-A02 от «домашней» фирмы HYCET. Начнем с коробки, ибо этот продукт нам хорошо знаком — точно такую же устанавливают на Haval F7/F7x. Конструкторы ничтоже сумняшеся даже не поменяли ни одного передаточного числа (включая число главной пары) — видимо, расчеты показали, что это не нужно.

11 Общий вид редуктора в сборе.jpg

Общий вид редуктора в сборе

12 Схема передачи мощности между выходными валами.jpg

Схема передачи мощности между выходными валами

Двигатель — новый только для нашего рынка. В Китае его вместе с этой же коробкой ставят, к примеру, на Haval H6 третьего поколения. Ничего выдающегося в нем нет, однако и принижать его не следует: по номинальным характеристикам и ключевым особенностям конструкции он вполне соответствует мировому уровню. Выпускной коллектор интегрирован в головку блока, привод ГРМ расположен со стороны коробки — для снижения уровня изгибающих нагрузок на коленчатый вал, в нижней части мотора установлены два балансирных вала, корпус турбины — двухпоточный, а максимальное давление впрыска составляет 350 бар. Обращает на себя внимание относительно высокая степень сжатия для турбомоторов. Геометрически она составляет 13,1, однако за счет более раннего закрытия впускных клапанов фактически рабочая смесь сжимается меньше, чем по геометрии — в 12 раз. В общем, речь идет о цикле Миллера, который в разных вариациях используют сегодня некоторые автопроизводители.

13 На каждый цилиндр в моторе GW4N20 приходится одна форсунка с шестью отверстиями..jpg

На каждый цилиндр в моторе GW4N20 приходится одна форсунка с шестью отверстиями. Система настроена так, что за цикл она производит три подачи топлива

14 Конструкция блок балансирных валов и шестерни привода масляного насоса.jpg

Конструкция блок балансирных валов и шестерни привода масляного насоса

15 Система охлаждения.jpg

Система охлаждения состоит из двух контуров — низкотемпературного (НТ) и высокотемпературного (ВТ) с общим расширительным бачком. Высокотемпературный контур охлаждает блок, головку, турбину, а также отводит тепло в радиатор отопителя салона. Низкотемпературный контур работает на интеркулер и охладитель масла в коробке

Насос охлаждающей жидкости и термостат — с электронным управлением. При пуске двигателя насос не работает, чтобы мотор быстрее прогрелся. Во время движения оба узла работают исходя из нагрузки на двигатель.

16 Расположение электрических компонентов системы охлаждения.jpg

Расположение электрических компонентов системы охлаждения

17 Схема охлаждения головки блока цилиндров.jpg

Схема охлаждения головки блока цилиндров. Головка охлаждается и по параллельной, и по последовательной схеме, в то время как блок — только последовательно

18 Конструкция насоса охлаждающей жидкости высокотемпературного контура системы охлаждения.jpg

Конструкция насоса охлаждающей жидкости высокотемпературного контура системы охлаждения

Два слова об одной функции ESP, знакомой нам по Haval H9 — о «подруливании торможением»: за счет подтормаживания заднего колеса, находящегося на меньшем радиусе, достигается уменьшение радиуса поворота. Кроме того, на ESP возложена функция регулировки усилия на рулевом колесе в зависимости от скорости движения автомобиля. Схема опять же привычная: на малых скоростях усилие небольшое, на высоких электроника ослабляет действие электроусилителя.

19 Передняя подвеска.jpg
20 Задняя подвеска.jpg

Передняя подвеска — типа «Макферсон», задняя — многорычажная

Итак, мы прошлись по основным конструктивным особенностям одной из немногих новинок автомобильного рынка России 2022 года. Не за горами тест, где нам предстоит выяснить: обеспечивает ли современный двигатель низкий расход топлива, легко ли перегреть муфту и сцепления коробки DCT в полях, насколько помогает блокировка заднего дифференциала.

Источник: Drom.ru.
 
Сверху Снизу